Мягкие декорации

Одним из самых древних способов украшения театрализованных представлений были полотна из ткани – мягкие декорации. Ткань использовали повсеместно и будь то китайский театр, римское представление или бои гладиаторов, без текстиля они не обходились! Традиция красочно и правдоподобно офромлять сцену во время спектакля пришла из древней Греции (400 года до Рождества Христова). Однако методы, способы и типы декораций в привычном нам понимании взяты у итальянских мастеров и ведут свою летопись с середины 17 века. Типов декораций может быть множество, еще больше способов их изготовить: натуральные ткани, искусственный шелк, плетение, вышивка, аппликация, прямая роспись и другие. Жесткие декорации также изготавливаются с включением деталей из ткани, их обтягивают, клеят на жесткие основы.

Основными видами декораций являются:

  1. Театральный занавес -  (также наз. главный, портальный, основной) — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный ближе всего к зрителям, по границе зеркала сцены (основная (видимая граница сцены по ширине и длине относительно зрительного зала)
    Изготавливается, как правило, из плотных непросвечивающих материалов. Обязательное условие – ткань должна быть пожаробезопасной (огнестойкой). Способы крепления зависят от типа занавеса и могут различаться в зависимости от творческой задачи, типа сцены и других факторов.
  2. Завеса сцены (в наше время ее упрощенно называют задник сцены) – основное полотно, размером с зеркало сцены, висящее в глубине и дающая «общую картинку» для спектакля. Завесов сцены в течение одного спектакля может быть несколько.
    Изготавливается, как правило, из плотных материалов. Могут быть как не просветные, так и полупросветные. Обязательное условие – ткань должна быть пожаробезопасной (огнестойкой). Способы крепления зависят от типа завесы и могут различаться в зависимости от творческой задачи, типа сцены и других факторов. Чаще всего используются вязки (особые конструктивные шнуры) для монтажа полотна к штанкету. Внизу, как правило, вкладывается груз, для растягивания и стабилизации полотна.
  3. Кулисы – боковые провесы по правой и левой частям сцены, зачастую имеющие фигурную форму и позволяющие создать объем для основной завесы. Кулисы различаются по планам (самый близкий к зрителю 1-ый план, располагается за портальным занавесом.) Размер кулис, как и их высота, как правило, диктуются художественным замыслом и строгих правил и размеров попросту не существуют.
    Изготавливается, как правило, из плотных материалов. Обязательное условие – ткань должна быть пожаробезопасной (огнестойкой). В зависимости от того какая форма у кулисы различают и способ крепления. Фигурные кулисы, как правило «монтируют» на специальную театральную сетку.
  4. Поддуги - (более упрощенное и чаще употребляемое слово падуга) – длинные узкие полотна ткани, протянутые по верху сцены (зачастую на одном плане с кулисами). Также играют роль для создания объема и «поддержания» эффекта присутствия зрителя.
    Изготавливается, как правило, из плотных непросвечивающих материалов. Обязательное условие – ткань должна быть пожаробезопасной (огнестойкой). Изготавливают без утяжеления (самовисящие), с вязками по верхнему краю. Фигурные падуги, как правило, «монтируют» на специальную сетку.
  5. Партикабель – тоже самое что падуга, только протянутая внизу сцены, как правило, под основной площадкой. Задача у него, как и у кулис и падуг – создание интересной, реалистичной картинки, происходящего.
    Изготавливается из плотных, фактурных материалов. Обязательное условие – ткань должна быть пожаробезопасной (огнестойкой). Способы крепления могут различаться в зависимости от творческой задачи, типа сцены и других факторов